Порядок приема граждан в органах прокуратуры
Важной частью работы по рассмотрению и разрешению обращений в органах прокуратуры является прием граждан, который подчинен решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина.
Прием заявителей в органах прокуратуры организован в соответствии Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Общие принципы и способы организации работы по приему граждан в органах прокуратуры установлены Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, а также организационно-распорядительными документами прокуроров на местах.
Согласно указанной Инструкции в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.
Во исполнение указанных требований в прокуратуре личный прием граждан осуществляет дежурный прокурор, который разъясняет гражданам действующее законодательство, порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, при необходимости принимает письменные обращения граждан, адресованные в прокуратуру.
В районной прокуратуре прием граждан проводится ежедневно в течение всего рабочего дня работниками согласно графику. При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Содержание устного обращения заносится в книгу регистрации приема посетителей.
В необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке им следует обращаться. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно.
Согласно статье 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Обращения могут быть поданы не только самим гражданином, права которого нарушены, но и его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива. При подаче такого заявления необходимо учесть, что представитель заявителя должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность.
Гражданину, очевидно находящемуся в состоянии опьянения, или в случае бестактного, грубого, агрессивного или неадекватного поведения, а также лицу, находящемуся в виде, оскорбляющем человеческое достоинство, может быть отказано в личном приеме.
В органах прокуратуры на обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка «с личного приема». По просьбе гражданина указанная отметка может быть проставлена на копии его обращения.
Кроме того, в каждой прокуратуре установлен ящик «Для обращений и заявлений» в доступных для заявителей местах. Корреспонденция из ящика вынимается ежедневно.
Все письменные обращения с личного приема, а также корреспонденция из указанного ящика после их регистрации направляются по принадлежности в установленном ведомственной Инструкцией по делопроизводству порядке.
Обращения граждан, в том числе поступающие в органы прокуратуры с личного приема, являются важными источниками информации о нарушениях законов. Они в сочетании с другими данными позволяют оперативно реагировать на допущенные правонарушения, а также служат сигналом для своевременного их предотвращения.